8(800)350-83-64

Права органов опеки и попечительства(2018г)

Содержание

Защиты прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства

Права органов опеки и попечительства

Институт защиты прав ребенка носит комплексный характер и включает в себя нормы не только семейного, но и гражданского, гражданского процессуального, жилищного, административного, уголовного и других отраслей права. Очень часто встает вопрос о том, куда может обратиться ребенок за защитой своих прав, и может ли несовершеннолетний обратиться куда-либо в принципе.

Конкретные меры содействия ребенку зависят от его возраста. Ведь дети разного возраста имеют разную степень дееспособности, и соответственно, неодинаковые возможности в области защиты своих прав и законных интересов.

Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

  1. защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
  2. надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  3. контроль сохранности имущества и управления имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В Москве с 1 июля 2015 года полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа осуществляют Управления социальной защиты населения административных округов города Москвы и отделы социальной защиты населения районов административных округов города Москвы.

В муниципальных образованиях, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с Законом об опеке, полномочия по опеке и попечительству могут быть возложены на органы местного самоуправления.

По закону ребенок до 14 лет является малолетним, а с 14 до 18 лет — просто несовершеннолетним. До 14 лет ребенок является недееспособным, и от его имени действуют его законные представители. В соответствии с п. 2 ст. 56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в т.ч.

при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд.

Кроме того, ребенок вправе обратиться в органы внутренних дел в том случае, если в действиях лиц, нарушающих его права, имеется состав преступления. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов должны уведомить об этом органы опеки и попечительства.

Материал подготовил методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ М.В. Рязанцев

Источник: https://life.mosmetod.ru/index.php/item/zashhity-prav-nesovershennoletnih-organami-opeki-i-popechitelstva

Органы опеки и попечительства полномочия и обязательства

Органы опеки и попечительства полномочия и обязательства Административное право

Начальник невольно начинает иметь эмоции о заявителе, который изложил собственные взгляды, читая обращение и его смысл.

Фактически письмо это заменитель характера подписавшегося. В ситуациях, если решение формируется от интеллектуального убеждения это является очень существенным.

Получить сложный формуляр у адвоката стоит больших вложений. Причина — это труд, требующий опыта.

Поскольку недееспособные физические лица по той или иной причине не имеют в перспективе реализовывать права, государством предусмотрен правовой институт опеки и попечительства.

Воплотить в реальность его принципы и задачи призваны органы опеки и попечительства.

Законодательством предоставлено право госоргану контролировать лиц (опекунов, попечителей), уполномоченных приобретать, осуществлять права (гражданские), соблюдать, защищать интересы, помимо прав личного характера, от лица недееспособных граждан.

Задачи госоргана

Деятельность госоргана исполнительной власти, его полномочия регламентируется законодательством и локальными актами учреждения. К гражданам, желающим занять вакансии данной службы, предъявляются требования относительно квалификации и профессиональных навыков.

Основными функциями социального органа являются:

  • защита недееспособных граждан, находящихся под опекой/попечительством
  • надзор (контроль) за опекунами (попечителями), юрлицами, осуществляющими уход за подопечными
  • осуществление функций надзора за имуществом подопечных (обеспечение целостности, сохранности)
  • разрешение споров между опекунами и подопечными
  • ежегодное утверждение отчетов попечителей/опекунов
  • Полномочия органа опеки и попечительства

    С целью качественного выполнения возложенных обязательств, государством делегированы такие полномочия:

  • выявление лиц, требующих защиты
  • инициировать судебное производство о признании индивида недееспособным (об ограничении дееспособности) либо о полном восстановлении дееспособности
  • предоставление опеки/попечительства
  • инициирование досрочного отстранения опекунов/попечителей от выполняемых функций
  • заключение соглашений о доверительном управлении собственностью подопечного
  • согласование сделок относительно имущества подопечных
  • представлять подопечных (защита их интересов) в судебных инстанциях, госорганах, правоотношениях с иными лицами, согласование аналогичных действий опекунов/попечителей
  • выдача разрешений относительно раздельного проживания попечителей с подопечными
  • подбор, подготовка, регистрация лиц, пожелавших выступить опекунами/попечителями.

    Информирование их об особенностях процедуры усыновления, установления опеки, нюансах статуса опекуна/попечителя, указанных нормативными актами;

  • проверка условий проживания подопечных
  • привлекать опекунов/попечителей к административной ответственности
  • контроль за качественным выполнением опекунами/попечителями обязанностей
  • Если подопечные меняют место проживания, то соцорган, на учете которого они состояли, пересылает в трехдневный срок их личные дела аналогичному органу, расположенному в районе нового места пребывания.

    Органы опеки и попечительства: полномочия и обязательства

    Поскольку недееспособные физические лица по той или иной причине не имеют в перспективе реализовывать права, государством предусмотрен правовой институт опеки и попечительства.

    Воплотить в реальность его принципы и задачи призваны органы опеки и попечительства.

    Законодательством предоставлено право госоргану контролировать лиц (опекунов, попечителей), уполномоченных приобретать, осуществлять права (гражданские), соблюдать, защищать интересы, помимо прав личного характера, от лица недееспособных граждан.

    Задачи госоргана

    Деятельность госоргана исполнительной власти, его полномочия регламентируется законодательством и локальными актами учреждения. К гражданам, желающим занять вакансии данной службы, предъявляются требования относительно квалификации и профессиональных навыков.

    Основными функциями социального органа являются:

  • защита недееспособных граждан, находящихся под опекой/попечительством
  • надзор (контроль) за опекунами (попечителями), юрлицами, осуществляющими уход за подопечными
  • осуществление функций надзора за имуществом подопечных (обеспечение целостности, сохранности)
  • разрешение споров между опекунами и подопечными
  • ежегодное утверждение отчетов попечителей/опекунов
  • Полномочия органа опеки и попечительства

    С целью качественного выполнения возложенных обязательств, государством делегированы такие полномочия:

  • выявление лиц, требующих защиты
  • инициировать судебное производство о признании индивида недееспособным (об ограничении дееспособности) либо о полном восстановлении дееспособности
  • предоставление опеки/попечительства
  • инициирование досрочного отстранения опекунов/попечителей от выполняемых функций
  • заключение соглашений о доверительном управлении собственностью подопечного
  • согласование сделок относительно имущества подопечных
  • представлять подопечных (защита их интересов) в судебных инстанциях, госорганах, правоотношениях с иными лицами, согласование аналогичных действий опекунов/попечителей
  • выдача разрешений относительно раздельного проживания попечителей с подопечными
  • подбор, подготовка, регистрация лиц, пожелавших выступить опекунами/попечителями. Информирование их об особенностях процедуры усыновления, установления опеки, нюансах статуса опекуна/попечителя, указанных нормативными актами;
  • проверка условий проживания подопечных
  • привлекать опекунов/попечителей к административной ответственности
  • контроль за качественным выполнением опекунами/попечителями обязанностей
  • Если подопечные меняют место проживания, то соцорган, на учете которого они состояли, пересылает в трехдневный срок их личные дела аналогичному органу, расположенному в районе нового места пребывания.

    Система деятельности органов опеки и попечительства усовершенствована

    Источник: https://bfmac.com/administrativnoe-pravo/organy-opeki-i-popechitelstva-polnomochiya-i-obyazatelstva.html

    Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

    Органы опеки и попечительства: функции, полномочия, права и обязанности

    Органы опеки и попечительства: функции, полномочия, права и обязанности

    Органами опеки и попечительства являются инстанции исполнительной отрасли власти РФ, которые наделены функциями по устройству детей или определенных категорий граждан. Такие правоотношения оформляются относительно детей и лиц, не обладающих достаточной дееспособностью.

    Органы опеки и попечительства – это сектор районного муниципалитета, который работает на уровне районов. На сектор положены следующие обязанности:

    1. Ведение списка детей, которые не имеют поддержки родителей, детей-сирот, полностью лишившихся родителей.
    2. Ведение базы данных, куда вносят ведомости о будущих опекунах, усыновителях или попечителях, подавших свои кандидатуры на оформление отношений.
    3. Устройство сирот к приемным родителям или в государственные учреждения, такие как приюты.
    4. Защита прав, интересов детей, лишившихся родительской поддержки, которым еще нет 18 лет.
    5. Работники сектора занимаются урегулированием семейных конфликтов, между родителями, способствуют их примирению.

    Ввиду перечисленных функций, органы опеки и попечительства имеют ряд полномочий, а также прав, установленных в регламентах и законах. В их функции входит забота о тех лицах, на которые распространяется их юрисдикция, относительно которых они имеют полномочия действовать.

    Функции органов опеки и попечительства предусматривают то, что их сотрудники заботятся об имуществе подопечных. Они принимают меры для охраны их частной собственности от незаконных действий третьих лиц.

    Отдел по опеке и попечительству существует в каждом секторе области (районе), и возглавляется департаментом.

    В своей деятельности он должен взаимодействовать с иными государственными инстанциями, в том числе и с судом.

    Так, к примеру, сотрудники отдела обращаются в суд с исковым заявлением о том, чтобы признать гражданина лишенным дееспособности. Они подают заявления и в иные инстанции для выполнения своих обязанностей.

    Полномочия и права

    Поскольку органы опеки и попечительства являются ветвью исполнительной власти, им отведен ряд полномочий, а также прав, дающих возможность полноценно выполнять свои функции.

    Полномочия их нацелены на социальный контроль работы попечителей или опекунов, а также на их отношения с лицами, взятыми под опеку.

    Отдел по опеке и попечительству, куда обращаются граждане, может представлять интересы тех лиц, которые имеют недостаточную дееспособность или вообще лишены ее, а также несовершеннолетних детей, лишившихся родительской поддержки. Органы опеки и попечительства занимаются представительством тогда, когда их опекуны совершают поступки, противоречащие закону или интересам подопечных.

    Такое противоречие может проявляться как в социальном, так и физическом спектре. Также представительство осуществляется для защиты имущественных интересов. А если сами чиновники нарушают закон, то следует сообщать об этом в департамент или другие органы.

    Полномочия, которые возложены на отдел опеки и попечительства, предусматривают также контролирование деятельности попечителей определенного сектора. Сотрудники имеют право придти к ним домой, проверить условия, в которых живут подопечные.

    Они могут проверить состояние их здоровья или проконтролировать имущественные интересы, посетив опекунов с инспекциями. Данные полномочия касаются не только частных лиц, оформивших опекунство, но специализированных учреждений, в чьих стенах обитают подопечные. Это могут быть:

    • госпитали;
    • психлечебницы;
    • дома для престарелых лиц и так далее.

    В права органов входит право обращаться в суды с исками. Это могут быть заявления о лишении дееспособности полностью или частично. Если существуют обстоятельства, которые отменяют ограничение дееспособности лица, то иск судье подают именно сотрудники этих органов.

    Отдел опеки и попечительства может заключить договор на управление по доверенности собственностью и недвижимостью лиц, находящихся под социальной опекой.

    Сотрудники отдела дают разрешение на действия с этим имуществом или запрещают их проведение.

    Многочисленные полномочия органов опеки и попечительства обозначены именно тем, что орган опеки и попечительства принимает решение по оформлению опеки.

    Орган опеки и попечительства также может лишить опекунов их прав, лишить родительских прав биологических родителей ребенка, если его жизни или здоровью грозит опасность. Сотрудники органов, собрав комитет, также определяют, может ли лицо воспитывать ребенка, ухаживать за недееспособным человеком или нет.

    Обжалование действий чиновников

    Часто у граждан возникает вопрос, куда жаловаться на орган опеки и попечительства, если они остались недовольны работой его сотрудников. Конфликты между сторонами могут быть разные, но от них никто не застрахован, они всегда наносят вред ребенку или подопечному лицу.

    Куда жаловаться на такие действия?

    1. В первую очередь, это департамент социального обеспечения Москвы. Телефон департамента работает круглые сутки, информацию можно подать по номеру – 495 623 10 59. Официальную жалобу в департамент социального обеспечения можно послать по факсу или отправить по электронной почте. Но есть другие способы, куда можно жаловаться на деятельность или бездействия чиновников.
    2. Жаловаться на отдел опеки и попечительства, помимо департамента социального обеспечения, можно в районную администрацию по месту жительства.
    3. Можно жаловаться в прокуратуру или обратиться с иском в суд. При подаче жалобы следует указать те нормы закона, которые были нарушены чиновниками.
    4. Управление по опеке и попечительству – это еще одна служба, куда можно жаловаться на неправомерные действия чиновников. Это вышестоящий орган, в обязанности которого входит контроль деятельности секторов. Если работники сектора совершили неправомерное действие, то сообщение об этом поможет восстановить справедливость.
    5. В определенных случаях жаловаться можно уполномоченному по правам ребенка. В его обязанности входит контроль соблюдения прав несовершеннолетних.

    Ответ на вопрос, куда жаловаться на чиновников, может быть разный, это зависит от каждого конкретного случая.

    Таким образом, инстанции, занимающиеся вопросами устройства детей и других категорий граждан, наделены правами, а также обязанностями для того, чтобы помогать в устройстве детям сиротам или недееспособным гражданам.

    Каждый орган, расположенный в районе, отвечает за свой сектор, беря на учет всех детей без родительской опеки. Если действия чиновников каким-либо образом нарушают законодательство, то на них можно жаловаться в вышестоящие органы, департамент социального обеспечения или суд.

    Куда именно жаловаться в каждом случае, зависит от ситуации.

    Загрузка…

    Источник: https://obrakah.ru/opeka/otdel-opekunstva-i-popechitelstva.html

    Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

    Органы опеки и попечительства: что это такое, полномочия и функции

    Орган опеки и попечительства – это специализированное учреждение государственного значения, уполномоченное решать проблемы опекунства. Органы представлены исполнительной властью на всей территории России. Порядок, в соответствии с которым сотрудники государственного учреждения, исполняют свои обязанности, регламентирован законом №48, Гражданским и Семейным кодексами.

    Юрисдикция

    Достаточно часто органы, которые занимаются решением вопросов об установлении опекунства в отношении несовершеннолетних детей, пенсионеров, пожилых лиц, не присутствуют в небольших городах. Полномочия, предусмотренные для органов опеки и попечительства, выполняют учреждения местного самоуправления.

    Орган опеки и попечительства (сокращенно – ООП) во время осуществления деятельности тесно сотрудничает с большим количеством иных федеральных и региональных структур. Часть медицинских, образовательных, жилищных учреждений местного уровня регулярно выполняют задачи, направленные на обеспечение опеки над нуждающимися гражданами.

    Как правило, функции органов опеки и попечительства заключаются в обеспечении заботой детей, оказавшихся без поддержки своих родителей. Забота над совершеннолетними гражданами возможна исключительно при наличии соответствующего судебного документа о признании лица недееспособным или ограничено дееспособным.

    ООП действуют на уровне районного муниципалитета, госслужба в этом направлении осуществляется целым рядом должностей. На специальные органы возложены следующие обязанности:

    1. Составление и ведения списка несовершеннолетних детей, у которых нет помощи со стороны родителей, сирот.
    2. Ведение специальной базы данных, куда вносятся все сведения о потенциальных опекунах и попечителях, которые подали кандидатуры на получение возможности заботиться и обеспечивать одного из ребенка на балансе.
    3. Рассмотрение полученных анкет и устройство детей-сирот на проживание к их новым приемным родителям или в учреждения специального типа (к примеру, Детские дома, приюты).
    4. Обеспечение защиты прав несовершеннолетних, которые лишились родительской поддержки.
    5. При выполнении своих обязательств работники сектора занимаются разрешением конфликтов в семье.

    Соответственно, основная задача ООП заключается в обеспечении нормальных условий существования для тех лиц, на которых действует юрисдикция этого органа.

    Задачи государственного учреждения также распространяются на заботу об имуществе своих подопечных.

    В частности, специалисты принимают меры, направленные на охрану собственности ребенка или недееспособного гражданина от действий, совершаемых посторонними лицами.

    Полномочия

    Орган опеки и попечительства – это отдельная часть исполнительной власти со своими правами и полномочиями для обеспечения регламентированной на законодательном уровне деятельности.

    Полномочия ООП направлены на социальный контроль за работой опекунов и попечителей, а также за тем, как обеспечиваются заботой и воспитываются лица, которые были взяты под опеку.

    Однако по закону, ООП может действовать в интересах опекаемых подопечных исключительно в тех случаях, когда опекуны совершают действия, противоречащие нормам законодательства или интересам несовершеннолетнего, недееспособного гражданина. Это может проявляться:

    1. В спектре социального отношения.
    2. В насилии по отношении к своему подопечному.
    3. Необходимости защиты имущественных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина.

    В компетенцию этого субъекта семейных правоотношений входит возможность контролировать жилищные условия опекуна. Когда при выполнении возложенных на них обязанностей чиновники сами нарушают нормы законодательства (превышают полномочия), их действия могут быть обжалованы в департаменте соцзащиты, в суде.

    Семейный кодекс закрепляет право органов инициировать начало судебного производства путем подачи соответствующего иска. К примеру, это может быть иск о лишении гражданина дееспособности частично или в полной мере.

    ООП имеют право заключить договор на управление собственностью и иным недвижимым имуществом лица, которое находится под социальной опекой.

    В соответствии с нормами российского законодательства, сотрудники органа имеют обязательство на дачу разрешения на совершение каких-либо действий с таким имуществом.

    Одновременно с этим, специалисты могут запретить проведение мероприятий в отношении недвижимости их подопечных. Управление чужим имуществом происходит по доверенности.

    По закону, этот государственный орган также может оформить лишение статуса родителей, ограничение опекунов в их праве на патронаж, опекунство над несовершеннолетним и усыновление,

    Социальное сиротство

    В последнее время внутренняя политика Российской Федерации направлена на укрепления семейных устоев, выхода из очередной демографической ямы, функциональное решение проблем социального сиротства.

    Социальное сиротство – это закрепившийся феномен настоящего времени. Если ранее в детских приютах было очень мало детей, сейчас их количество неуклонно растет.И причиной для этого стала низкая социальная ответственность родителей, неблагоприятная экономическая ситуация в стране.

    Раньше в Детские дома попадали только те малыши, которые остались сиротами, то есть, в случае смерти родителей и отсутствия других родственников, способных осуществлять уход и воспитание несовершеннолетних.

    И только в этих случаях подросток или малыш мог быть определен в специализированное государственное учреждение, ведь родственники (при возможности) всегда старались забрать его к себе, воспитать в семье.

    Сейчас же специалисты отмечают высокий рост социального сиротства, когда у детей есть родственники и родители, у которых по каким-либо причинам нет возможности воспитывать таких ребят. В связи с этим, обеспечением малыша занимается государство, чьи силы направлены на улучшение состояния сиротских учреждений.

    Лишение родительских прав

    К сожалению, многие родители намеренно уклоняются от обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка. По обращению соответствующих органов, суд может лишить таких мам и пап их прав на детей. Дело инициируется по заявлению одного из нижеперечисленных лиц:

    1. Родитель ребенка.
    2. Работник прокуратуры.
    3. Специалист органа опеки.

    Вне зависимости от оснований, в начале такого процессуального действия всегда привлекается сотрудник ООП, занимающийся составлением акта обследования условий, в которых проживает малолетний ребенок.

    Когда по результатам разбирательства в суде, рассмотрения всех представленных для дела доказательств, родительских прав лишаются оба родителя несовершеннолетнего, то ребенок отправляется на попечение в ООП.

    Ограничение родительских прав

    При разбирательстве дела судом может быть принято решение об ограничении прав родителей в отношении своего ребенка. В частности, такое определение выносится в тех случаях, когда проживание с родными опасно для несовершеннолетнего, но нет основания для лишения таких лиц их родительских прав.

    При выявлении факта угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего, орган может незамедлительно отобрать такого ребенка у его родителей и поместить в специализированное учреждение для таких детей. В течение недели после принятия решения, представителем государственного органа должен быть подан иск о необходимости лишить отца и мать их права на воспитание детей.

    Когда нужно обращаться в органы опеки

    Достаточно часто причиной для возникновения у государственного органа интересов к той или иной семье является обращение соседей, уверенных, что родители плохо относятся к своему ребенку, ущемляют его права, неправильно организовывают быт.

    К сожалению, часть таких сообщений оказываются правдой, но есть и ошибочные заявления. Поэтому, гражданам рекомендуют помнить о нескольких советах.

    Если сосед не видит того, что есть прямая угроза жизни несовершеннолетнему (в этих случаях должна быть незамедлительно вызвана полиция), или человек сомневается в том, что если основания для лишения родителя его прав, стоит попробовать решить эту проблему самостоятельно.

    Повышение голоса может стать частью воспитательного процесса, поэтому не стоит сразу же портить другим людям жизнь, ведь если орган опеки придет на официальный вызов, специалист будет длительное время повторно проверять положение ребенка в семье, смотреть на условия его проживания (при разводе родителей или в других сложных ситуациях).

    Если после выявления обстоятельств случившегося сосед все еще не уверен в безопасности несовершеннолетнего, у него есть сомнения относительно того, что мать и отец ребенка надлежащим образом исполняют свои родительские обязанности, он имеет право написать заявление в орган опеки и попечительства.

    Как проверяют семью

    По инструкции, ООП должны проверять все заявления, где содержится информация о том, что несовершеннолетний ребенок остался без обеспечения своих родителей и иных родственников, находятся в условиях, несущих опасность для его здоровья и жизни.

    Если во время подготовки к проверке специалистами ООП будет установлено, что факты, указанные в обращении, недостоверные – дело не заводится.

    Если же при проведении проверки обстоятельств и посещении квартиры семьи, сотрудником будет установлено, что угроза здоровья или жизни ребенка действительно существует, семейство берется на юридический контроль. Органы, способные проводить проверку, расположены территориально (центральный район, пригород).

    Орган опеки и попечительства – это специализированное государственное учреждение, созданное для поддержки малолетних детей и нетрудоспособных граждан, совершенствования норм законодательства в этой области правоотношений.

    При осуществлении своей деятельности, ООП не только работает с проблемными семьями, но и проводит профилактические мероприятия, направленные на соблюдение родителями их прав по отношению к своим детям, уменьшение количества детей-сирот.

    Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/zabota/organy-opeki-i-popechitelstva.html

    Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

    Орган опеки и попечительства. Уполномоченные органы в сфере опеки :

    Орган опеки и попечительства. Уполномоченные органы в сфере опеки :

    Вопрос опеки и попечительства сегодня считается одним из актуальных в России. На каждом историческом этапе развития общество должно создавать условия для жизнеобеспечения людей, гарантировать защиту их интересов.

    В особенности это касается граждан, не способных самостоятельно о себе позаботиться. К ним относят людей преклонного возраста и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родственников. Забота о таких людях должна осуществляться государством.

    Для этого формируются соответствующие службы. Рассмотрим далее деятельность органов опеки и попечительства.

    Законодательная база

    Опека и попечительство над детьми и другими недееспособными (частично либо полностью) гражданами осуществляется для защиты законных интересов этих категорий. Данное положение установлено в гл. 3, п. 16 ФЗ № 131, регламентирующем принципы организации самоуправления на местах.

    Опека и попечительство над детьми необходимы также в целях воспитания несовершеннолетних. Это положение фиксируется в ст. 31 ГК. В соответствии с этой статьей, а также ст. 121 СК уполномоченными для этого службами выступают организации, входящие в систему местного самоуправления.

    Каждый территориальный орган опеки и попечительства осуществляет свою работу в соответствии с уставом МО, принятым в рамках законодательства субъекта.

    Реорганизация системы

    Первым и достаточно решительным шагом в обеспечении контроля над заботой о гражданах, относящихся к незащищенной категории, стал пересмотр ФЗ № 154 в рамках разработки концепции широкомасштабного реформирования системы местной власти.

    В результате был принят ФЗ № 131. Одним из нововведений стало исключение обязанности по обеспечению заботы о незащищенных гражданах из ведения органов самоуправления.

    На следующем этапе реформирования все функции и права органов опеки и попечительства муниципального уровня переданы региональным службам. Одновременно была проведена реорганизация последних в структурные подразделения ведомств соцзащиты субъектов.

    В некоторых регионах преобразования завершились к 20015 году. Это стало отправной точкой нового этапа становления системы соцзащиты в стране.

    Результаты преобразований

    Работа, которую осуществлял раньше орган опеки и попечительства, всегда достаточно жестко регламентировалась гражданским и семейным законодательством, различными подзаконными актами Минобразования, правительства, Минздравсоцразвития, а в некоторых случаях и МВД и прочими ведомствами.

    Структуры местной власти, включенные в процесс положениями СК, должны были только исполнять ФЗ и контролировать исполнение его положений в пределах своей территории.

    После изменения отечественного законодательства была полностью трансформирована сложившаяся схема разграничения полномочий в рассматриваемой области, были преобразованы существовавшие органы опеки и попечительства. Москва стала первым городом, в котором была проведена полномасштабная реформа.

    Функциональные обязанности органов опеки и попечительства

    В сфере гражданских правоотношений указанные службы могут:

    1. Назначить помощника дееспособному совершеннолетнему лицу, не способному в силу состояния здоровья самостоятельно защищать и реализовывать свои интересы, а также выполнять обязанности по ст. 41 ГУ.
    2. Исполнять работу попечителя/опекуна по отношению к гражданам, забота о которых своевременно не была установлена. В этих случаях службы также несут имущественную ответственность в установленных законом случаях за действия указанных лиц.
    3. Назначать попечителей и опекунов.
    4. Выступать в судебном органе за расширение или ограничение дееспособности граждан 14-18 лет в вопросе самостоятельного распоряжения их доходами.
    5. Подавать заявление на регистрацию подкинутого/найденного ребенка в порядке, установленном в законодательстве.
    6. Контролировать соблюдение прав граждан, которые находятся на попечении.
    7. Давать согласие на проведение психиатрического освидетельствования несовершеннолетних и помещение их в соответствующий стационар. Заключение органа опеки и попечительства является неотъемлемым условием для осуществления данной процедуры.
    8. Обеспечивать контроль над условиями содержания, образования и воспитания лиц, пребывающих в лечебных и прочих учреждениях, а также защищать интересы выпускников этих заведений.
    9. Принимать решение по вопросам помещения недееспособных и несовершеннолетних в психоневрологические учреждения для социальной реабилитации.
    10. Давать согласие в установленном порядке на перевод сирот и оставшихся без попечения родственников из одного учебного заведения в другое до получения воспитанниками общего (основного) образования, на исключение указанных граждан из них. Если разрешение органов опеки и попечительства не будет получено, перевод либо отстранение от учебы будут незаконными.
    11. Контролировать выезд несовершеннолетних к новому месту проживания, в том числе за рубеж, а также регистрацию этих лиц.

    Имущественные отношения

    В рамках этой сферы орган опеки и попечительства РФ может:

    1. Определять лицо, которое будет осуществлять доверительное управление имуществом подопечного, заключать с ним соответствующий договор.
    2. Разрешать опекуну совершать, а попечителю — соглашаться на заключение сделок, которые влекут уменьшение размера собственности воспитанника.
    3. Давать согласие на обмен или отчуждение жилого помещения в случаях, установленных законодательством.
    4. Искать доверительного управляющего для имущества гражданина, который признан судом безвестно отсутствующим, заключать с ним соответствующий договор.
    5. Нести ответственность за ущерб, нанесенный собственности либо личности подопечного по вине местных органов власти.
    6. Направлять иски в суд о признании недействительности либо о применении последствий ничтожности сделок, совершенных подопечными или от их имени.
    7. Извещать территориальные налоговые службы в пятидневный срок об установлении опеки над гражданами, признанными в суде недееспособными, безвестно отсутствующими, управлении и попечительстве над имуществом малолетних и прочих несовершеннолетних. Уведомление направляется и в случае последующих изменений в рамках указанных правоотношений.
    8. Оформлять договоры о передаче в собственность несовершеннолетнему жилья или давать согласие на заключение таких соглашений самим гражданином 14-18 лет в предусмотренных законодательством случаях.

    Семейные отношения

    В рамках указанной сферы отдел опеки и попечительства должен:

    1. Участвовать в принудительной реализации решений, касающихся отбирания несовершеннолетних у родителей или иных лиц, с которыми он пребывает, при возникновении реальной угрозы для его здоровья и жизни.
    2. Обеспечивать сохранение права ребенка быть воспитанным в семье; защищать его интересы и свободы.
    3. Осуществлять обследование условий, в которых пребывает ребенок и лицо, претендующее на роль его воспитателя.
    4. Предоставлять акт осмотра и заключение органа опеки и попечительства в суд.
    5. Рекомендовать методы воспитания.
    6. Направлять иски о лишении/ограничении родителей прав или отмене усыновления.
    7. Обязывать воспитателей не препятствовать общению несовершеннолетнего с родителем, проживающим отдельно, а также прочими родственниками.
    8. Давать согласие на контакт ребенка с отцом/матерью, ограниченными в правах.
    9. Разрешать споры между несовершеннолетними родителями и воспитателем их ребенка.
    10. Участвовать в разбирательстве дел о признании брака, который заключен с не достигшим соответствующего возраста или недееспособным лицом, недействительным.
    11. Предоставлять заключения об обоснованности процедуры усыновления и ее соответствия интересам ребенка, давать согласие на ее осуществление.
    12. Участвовать в рассмотрении дел, связанных с порядком реализации родительских прав лица, проживающего отдельно, восстановления этих прав, а также установления и отмены усыновления.
    13. Выявлять несовершеннолетних, которые остались без попечения родственников, вести учет этих граждан, выбирать форму их устройства.
    14. Выбирать приемных родителей, заключать с ними соответствующие договоры о передаче ребенка в семью, исполнять условия соглашения, принимать в случае необходимости меры по расторжению документа, контролировать исполнение приемными родителями их обязанностей.
    15. Направлять иски в суд о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних, признании соглашений об их уплате недееспособным либо несовершеннолетним недействительными.
    16. Назначать выплаты попечителям/опекунам на содержание воспитанников.

    Воспитание ребенка

    Для принятия несовершеннолетнего на воспитание подается соответствующее заявление. В органы опеки заинтересованные граждане могут обратиться по разным основаниям. Например, в случае если несовершеннолетний остался без родителей вследствие их смерти или по решению суда.

    В качестве основания может выступать необходимость в длительной командировке лиц, осуществляющих заботу о ребенке. Вне зависимости от причин обращения, только отдел опеки и попечительства может подобрать воспитателя для несовершеннолетнего.

    При этом гражданин может взять на себя заботу о несовершеннолетнем исключительно добровольно. Как правило, уполномоченные службы назначают воспитателями близких родственников ребенка. Это позволяет в максимальной степени учесть интересы несовершеннолетнего.

    Однако им также следует написать соответствующее обращение в адрес органов опеки и попечительства. При выборе воспитателя не из числа родственников, уполномоченная служба изучает всю доступную информацию о кандидате. Сведения о личных качествах предполагаемого воспитателя содержит, например, характеристика в органы опеки.

    Образец этого документа официально не утвержден. Документ, как правило, предоставляется с места работы гражданина. В нем в свободной форме излагаются основные качества кандидата, известные нанимателю.

    Характеристика в органы опеки, образец которой является достаточно формальным, составляется сотрудником кадровой службы предприятия, подписывается руководителем. Назначение воспитателя осуществляется на основании соответствующего решения. Орган опеки и попечительства выдает гражданину удостоверение. С этого момента он становится официальным воспитателем ребенка.

    Отношения с родителями

    При установлении опеки/попечительства право ребенка на общение с матерью/отцом должно сохраняться, если это не противоречит его интересам. Передача несовершеннолетнего в семью на воспитание не предполагает прекращения взаимодействия с родителями.

    В практике имеют место случаи, когда отец/мать, не согласные с отменой их прав на ребенка, пытаются выкрасть его из новой семьи. В таких ситуациях воспитатели могут требовать через суд возвращения несовершеннолетнего от любого лица, которое незаконным образом удерживает его у себя.

    Такая возможность обеспечивает максимальную защиту интересов ребенка.

    Недееспособные граждане

    Лица могут быть признаны такими по решению суда. Основаниями для установления недееспособности (частичной или полной) могут быть наркотическая/алкогольная зависимость, психическое заболевание.

    Попечительство в этих случаях оформляется тогда, когда действия лица наносят ущерб семье. Признанный ограниченно либо полностью недееспособным гражданин не вправе заключать определенные сделки.

    При этом попечитель, в отличие от опекуна, не несет ответственности за поведение лица.

    Патронаж

    Орган опеки и попечительства кроме прочего занимается устройством дееспособных граждан, которые в силу своего преклонного возраста не могут сами реализовать свои обязанности и права.

    В таких ситуациях устанавливается патронаж. Попечительство в такой форме допускается только по согласию дееспособного лица.

    Оно также должно утвердить кандидатуру человека, который будет осуществлять заботу о нем.

    Прекращение попечительства/опеки

    Законодательство предусматривает для этого несколько оснований. В первую очередь следует отметить, что опека прекращается автоматически при достижении воспитанником 14 лет, переходя в попечительство. Последнее действует до 18 лет. Опека/попечительство прекращаются и при возвращении ребенка в семью, установлении усыновления либо помещении в лечебное/воспитательное учреждение.

    Подопечный может умереть или быть признанным судом погибшим. В этом случае также попечительство/опека прекращаются автоматически. В качестве основания выступает также выздоровление лица, о котором проявляется забота. В этом случае оно должно быть признан дееспособным.

    Соответствующее заявление направляется родственниками гражданина либо органом попечительства/опеки, прокурором или представителем лечебного учреждения. К документу прилагается акт судебно-психиатрического исследования, в котором обосновывается значительное улучшение состояния либо полное выздоровление лица.

    Аналогично прекращается попечительство над ограниченно дееспособным гражданином, признанным таковым при наличии у него зависимости от наркотиков или алкоголя. В этом случае он может сам обратиться в суд. Непосредственно попечитель или опекун также вправе обратиться с заявлением о прекращении его полномочий.

    Обычно это происходит вследствие ухудшения состояния его здоровья или материального положения, при невозможности установить контакт с подопечным. Попечительство/опека при этом не прекращаются, поскольку основания для их установления не исчезают. В этих случаях полномочия с одного лица перекладываются на другое.

    Ненадлежащая забота о нуждающемся

    Выше были рассмотрены случаи прекращения попечительства/опеки при добросовестном исполнении воспитателем своих обязанностей. В законодательстве предусмотрены ситуации, когда уполномоченное лицо может лишиться возможности осуществлять заботу при ненадлежащем поведении.

    В частности, достаточно жестко контролируются действия попечителей/опекунов, связанные с распоряжением или управлением имуществом и соответствующими правами воспитанников.

    К ним, в частности, относят дачу согласия на заключение тех или иных сделок, надзор за условиями, в которых пребывает подопечный, а также консультирование по ряду важных вопросов. Уполномоченные лица должны предоставлять отчеты по своей работе.

    Орган опеки и попечительства, рассматривая поступившие жалобы и анализируя отчеты, выносит соответствующие решения. При установлении факта умышленного ненадлежащего исполнения лицом его задач он может быть отстранен от работы.

    Заключение

    Деятельность органов попечительства и опеки, касающаяся вопросов правовой и социальной защиты нуждающихся граждан, несовершеннолетних, находящихся в сложных жизненных условиях, жестко регламентируется существующим законодательством.

    В нормативных актах установлен не только порядок организации работы этих служб, но и ответственность уполномоченных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них задач. Такой жесткий контроль обусловливается невозможностью нуждающихся категорий граждан самостоятельно обеспечить защиту своих прав и интересов.

    Особенно это касается несовершеннолетних, оставшихся без заботы родителей. Человек, согласно Конституции, выступает в качестве высшей ценности. В этой связи забота о нем, в частности в период до его совершеннолетия, должна стать задачей первостепенной важности для государства.

    Административная реформа, начатая в стране, указывает на то, что власть со вниманием относится к обеспечению гарантий, предусмотренных для граждан Конституцией.

    Источник: https://syl.ru/article/214430/new_organ-opeki-i-popechitelstva-upolnomochennyie-organyi-v-sfere-opeki

    Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

    Права и возможности органов опеки: реальность и домыслы — Летидор

    Права и возможности органов опеки: реальность и домыслы - Летидор

    Многие современные родители с ужасом думают о вероятности какого-либо соприкосновения с органами опеки и попечительства.

    Некоторых пугает необходимость взаимодействия на предмет получения разрешений и согласований, другие опасаются, что к ним в дом вломятся невменяемые тетеньки, которые начнут считать апельсины в холодильнике.

    Особенно эти страхи характерны для родителей-одиночек, которые небезосновательно чувствуют себя куда более беззащитными, чем супружеские пары.

    Действующее законодательство позволяет разобраться в отдельных аспектах деятельности органов опеки и попечительства и понять, так ли они страшны, и как с ними лучше взаимодействовать, если придется.

    Кому подчиняется опека

    Начнем с того, что на общероссийском уровне никаких органов опеки и попечительства нет. Все они либо органы исполнительной власти субъекта федерации, либо местного самоуправления. Это сразу помогает понять, куда обращаться в случае недовольства деятельностью органов опеки.

    К сожалению, выяснить, какой именно орган кому подчиняется, можно только на месте — закон позволяет субъектам федерации наделять такими полномочиями органы местного самоуправления по своей воле.

    Кого допекает опека

    Основная деятельность органов опеки и попечительства связана с защитой интересов детей, оставшихся без родителей.

    Выявление таких детей, профилактика социального сиротства (так называют ситуацию, когда родители живы, но в жизни ребенка участия фактически не принимают), устройство детей в детские дома и приемные семьи, подготовка будущих опекунов и попечителей — приоритетные направления деятельности органов опеки.

    В сферу их ведения также входит защита интересов взрослых граждан, находящихся под опекой.

    На долю детей, воспитываемых своими родителями, внимания органов опеки приходится не так уж много, и никаких опасных полномочий и возможностей легального вмешательства в частную жизнь законопослушных граждан у органов опеки нет. Учитывая, что эти органы как правило хронически недоукомплектованы сотрудниками, стать предметом их безосновательного интереса у законопослушных семей шансов очень немного.

    К детям, воспитываемым в родной семье, равно как и к усыновленным детям, относятся лишь немногие полномочия органов опеки и попечительства. В основном речь идет о выявлении и учете граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и о выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних.

    Может ли опека отобрать ребенка или родительские права

    Выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства — это именно та ситуация, когда представители органа опеки могут проявить интерес к каждой семье. Причины такого интереса самым общим образом описаны в Семейном кодексе.

    Наиболее устрашающе выглядит норма о праве органов опеки немедленно отобрать ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

    По закону такое отобрание производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Что это за орган- закон не разъясняет, однако в любом случае таким органом не является сам орган опеки и попечительства, и уж точно им не является участковый милиционер, которого органы опеки нередко привлекают к участию в своей деятельности.

    Если непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка нет, права органа опеки ограничиваются возможностью обратиться в суд за лишением или ограничением родительских прав. Закон устанавливает исчерпывающий перечень ситуаций, в которых это возможно.

    Так, лишить родительских прав можно в случае, если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей (в том числе от уплаты алиментов), отказываются взять своего ребенка из родильного дома либо из иного учреждения, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Ограничить родителей в правах можно если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие), или если оставление ребенка с родителями вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав.

    Никаких других способов воздействия, обязывающих родителей к чему-либо, у органов опеки и попечительства нет.

    Напротив, дальше начинаются их обязанности — по организации психологической, правовой, медицинской и иной поддержки, по предоставлению информации и принятию прочих мер, направленных на обеспечение права ребенка воспитываться в семье! Все рекомендации вышестоящих органов федеральной власти сводятся к тому, что органы опеки много обязаны, мало могут, а угроза отобрать ребенка из семьи является крайней мерой воздействия на несознательных родителей.

    Разумеется, в органы опеки с сообщением о проблемах в конкретной семье могут обратиться разные люди и организации, которые имеют дело с ребенком из такой семьи (близкие родственники ребенка, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.), но и в этом случае любое вмешательство возможно лишь по доброй воле родителей или по решению суда.

    Сделки с имуществом ребенка

    Основная причина, по которой законопослушные ответственные родители приходят в органы опеки и попечительства — получение согласования на сделки с имуществом, принадлежащим детям.

    Закон устанавливает необходимость такого согласования для всех сделок, направленных на отчуждение, передачу в пользование и иное уменьшение имущества ребенка.

    На практике согласовывают лишь сделки по отчуждению недвижимости, поскольку мало кому придет в голову пойти в орган опеки за согласованием отдачи соседям б/у велосипеда, подаренного ребенку на позапрошлый день рождения, хотя по закону это сделать необходимо.

    Нередко бывает, что ребенок является собственником квартиры наряду с родителями или сам по себе (наследство, приватизация и т. д.).

    В случае продажи такого имущества Семейный кодекс, устанавливая имущественные права несовершеннолетних, отсылает нас к кодексу Гражданскому, который и обязывает согласие органов опеки получить. В противном случае сделка может быть признана недействительной.

    Помните — если ребенок не является собственником квартиры, а просто в ней зарегистрирован, то никакого согласования не требуется.

    Безусловно, никакого права произвольно отказать в согласовании сделки у органов опеки нет — отказ должен быть мотивирован. Если речь идет о продаже общесемейной квартиры с целью расширения жилплощади, отказ маловероятен.

    Если же родители хотят продать отдельную квартиру, полностью принадлежащую ребенку, и купить взамен другую, в которой ребенку будет принадлежать лишь незначительная доля, то обоснованность такой сделки придется доказывать.

    Для выдачи обоснованного ответа органы опеки вправе потребовать предоставить документы и другую информацию, дающую представление о соблюдении интересов ребенка (справки о стоимости недвижимого имущества, поэтажный план, справки о задолженностях по квартплате, выписки из домовой книги и т.д.

    ), хотя перечня таких документов в законодательстве нет. В любом случае, отказ в согласовании сделки можно обжаловать в судебном порядке.

    Если на повестке дня приватизация квартиры, и ребенок участвовать в приватизации не будет, то разрешение органов опеки на такую приватизацию непременно потребуется. В этой ситуации органы опеки вправе запросить документы, подтверждающие наличие у ребенка права собственности на другую недвижимости (или гарантии предоставления ему такого права).

    К сожалению, на практике страхи родителей, связанные с недоверием к органам опеки, приводят к тому, что детей стараются не делать собственниками имущества, то есть в большинстве случаев именно имущественные интересы детей и страдают. Но это уже проблема не закона, а его реализации.

    Не стоит забывать о том, что если в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов вам или ребенку был причинен вред (в том числе моральный), то он подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом.

    Источник: https://letidor.ru/pravo/a234-prava-i-vozmozhnosti-organov-opeki-realnost-i-domysly-9636.shtml

    Поделиться:
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.