8(499)938-49-78

Насилие над ребенком(2018г)

Насилие над детьми

Насилие над детьми

Насилие над детьми — это проявление эмоционального, физического или сексуального доминирования по отношению к несовершеннолетним лицам. На сегодняшний день данный феномен является глобальной проблемой.

Ежедневно на страницах газет появляется информация о подобных происшествиях. Сведения об изнасиловании и избиении детей заполонили интернет.

Сегодня мы поговорим о том, как предупредить возникновения подобной ситуации, защитить своего ребенка от любого воздействия со стороны и самим не навредить малышу.

Сексуальное насилие над детьми

Сексуальное насилие над детьми подразумевает собой незаконное вовлечение несовершеннолетнего лица в прямые либо непрямые сексуальные действия с целью получения выгоды либо удовлетворения.

Сексуальным насилием является демонстрация ребенку эротических и порнографических фото и видеозаписей.

Обнажение перед ребенком своих гениталий, вовлечение несовершеннолетнего лица в изготовление порнографии, а также принуждение ребенка к показу интимных органов и подглядывание за ребенком в момент совершения им гигиенических процедур.

Зачастую, принуждение ребенка к выполнению сексуальных действий происходит в семье. Нарушение внутрисемейных отношений нередко происходит тогда, когда в семье появляется новый член. Например, мама выходит очередной раз замуж и у ребенка появляется отчим.

Мужчина пользуется доверием любящей его женщины и всячески показывает свою любовь к ее чаду – дарит подарки, носит на руках, заботится о малыше. Однако рано или поздно наступает время, когда отчим остается наедине с ребенком и позволяет себе то, во что никто и никогда не поверит.

Жалобы, будь то маленького ребенка или подростка на нового папу бывают услышаны очень редко, так как все комментарии списываются на недовольство, ревность, желание видеть рядом настоящего родного отца или же на личную неприязнь.

Признаками сексуального насилия могут быть:

  • синяки и ссадины в области половых органов ребенка;
  • обнаружение у ребенка заболеваний передающихся только половым путем;
  • инфекции мочевыводящих путей;
  • психические и нервные расстройства;
  • психосоматические болезни;
  • жалобы и признания ребенка;
  • внезапный интерес ребенка к порнографическим и эротическим материалам;
  • сильная неуверенность в себе;
  • агрессия.

Последствия пережитой травмы без сомнения смогут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка.

Отпечаток пережитого отразится на формировании его личности, мировоззрении, складе характера, физическом и психическом здоровье.

Степень вреда также зависит от того кем было совершено преступление против ребенка и сколько лет на тот момент было ребенку. Тяжелее всего переносятся травмы, нанесенные близкими и родными людьми.

Именно поэтому защита детей от насилия сексуального характера, прежде всего, требует внимания со стороны родителей и близких людей ребенка. Не стоит сразу же опровергать жалобы своего чада, если таковые имеются, запрещать малышу высказываться и обвинять его во лжи.

Всегда находите время побеседовать со своим чадом, наладьте доверительные отношения и старайтесь не потерять этого доверия со стороны ребенка.

Кроме этого научите распознавать опасности, общаться с незнакомыми людьми и всегда-всегда рассказывать о неприятностях и любых странных ситуациях вам!

Физическое насилие над детьми

Также является очень распространенным явлением, которое затрагивает миллионы детей по всему миру. Жестокое обращение над ребенком происходит чаще всего со стороны близких, в основном родителей. Оно может быть вызвано низкой успеваемостью чада в школе, нежеланием выполнять указания родителей.

В случае с маленькими детьми – их капризы, истерики, плачь и непослушание. В силу того что большинство мам и пап не знают правил воспитания детей, они используют насильственную тактику воздействия.

Дети, подвергшиеся насилию, часто страдают депрессиями, обладают низкой самооценкой, на их теле часто наблюдаются всевозможные травмы в виде порезов, синяков, кровоподтеков, царапин, и прочих ран.

Признаками физического насилия могут быть:

  • синяки, порезы и раны на теле и лице ребенка;
  • страх ребенка перед физическим контактом с взрослыми. Например, ребенок панически боится даже малейших прикосновений к себе, попытка взять его за руку может закончиться истерикой;
  • пассивное поведение ребенка в школе. Он начинает внезапно отставать в знаниях, не принимает участия в школьных мероприятиях, отказывается контактировать с окружающими.

Самое страшное: физическое насилие над ребенком формирует в нем понимание того, что, благодаря физической силе, можно добиться всего.

А это, в свою очередь, приводит к тому, что ранее угнетаемый ребенок вырастает в беспощадного тирана и также, на примере своих родителей начинает всего добиваться силой.

Любая проблема, возникшая на его пути, малейшее недопонимание в общении с кем-то будет оканчиваться дракой. Ему будет гораздо сложнее строить семью, заводить друзей и адаптироваться в обществе.

Если вовремя вмешаться в происходящее и остановить жестокое обращение по отношению к ребенку, то последствий после нанесенной травмы будет меньше. Своевременная психологическая помощь детям, пострадавшим от насилия взрослых, поможет им забыть прошлое и взглянуть на мир по-другому.

Психологическое насилие над детьми

Как не странно, но именно эмоциональное насилие над ребенком является самым страшным и жестоким. Данному виду преступления реже всего уделяют внимание, о нем не упоминается так часто как о других формах жестокого обращения с детьми.

Формы эмоционального насилия:

  1. Отталкивание ребенка. Зачастую происходит, когда ребенок в семье нежелателен. Малышу всячески показывают, что он никому не нужен, к нему не проявляют любви, должного внимания, нежности, заботы. Его стараются не слышать и делают вид, что не замечают.
  2. Игнорирование ребенка. Если эмоциональные потребности взрослых не удовлетворены, они, как правило, не обращают внимания на эмоциональные потребности ребенка. Пониженный интерес к чаду, а временами и полное его отсутствие, равнодушие и безынициативность вгоняют ребенка в тоску, одиночество и депрессивное состояние.
  3. Изолирование ребенка. Принуждение ребенка отправляться в свою комнату каждый раз после непослушания, провинности и прочих неугодных родителям действий вызывает социальную деградацию малыша. Если после малейшего нарушения правил установленных родителями ребенку приходится сидеть взаперти, а на прогулки с друзьями накладывается запрет, постепенно он деградирует, теряет способность к общению.
  4. Эксплуатация ребенка. Дети, подвергшиеся насилию методом эксплуатации, лишаются детства, положенного им развлечения и радости. Они рано становятся взрослыми. Эксплуатация ребенка подразумевает собой использование детских сил для выполнения взрослых обязанностей, например ведения домашнего хозяйства, воспитание младших братьев и сестер, тяжелый физический труд, приносящий прибыль.
  5. Запугивание ребенка. Постоянные угрозы со стороны взрослых делают ребенка пугливым и недоверчивым. Как правило, малыш носит все свои эмоции и переживания глубоко в себе и боится рассказать кому- либо о том, что ему угрожают. Угрозы могут быть самого разного характера – угроза убить, покалечить, отправить в детский дом, психиатрическую больницу. Если угрозу осуществляет посторонний человек, то порой бывает достаточно сказать ребенку о том, что та или иная проделка будет известна его родителям, если он не выполнит, то, что от него требуется.

Как защитить ребенка от насилия такого рода? Родителям в первую очередь необходимо научиться слушать и понимать свое чадо. Наказание при помощи изоляции ребенка и избиения ни к чему хорошему не приведут. Возникнет лишь еще больше проблем, как в отношениях, так и личной жизни малыша.

Помните что каждый ваш неверный шаг, каждое небрежно брошенное слово навсегда останутся в сердце ребенка и непременно дадут о себе знать если не сразу, то через много-много лет. Любовь, доверие, внимание, понимание, нежность, родительская забота – это и есть защита детей от насилия.

Помните, что ваш малыш вам доверяет, так не подведите же его доверия, не пытайтесь разбить, лучше найдите ключ к его сердцу.

Кем родители пугают детей?Очень часто, воспитывая своих детей, родители прибегают к помощи выдуманных чудовищ и страшилок. Иногда очень легко заставить ребенка что-либо сделать или, наоборот, удержать от поступка, припугнув бабайкой или серым волком. Но приемлемы такие способы воспитания ребенка и к чему они могут привести — мы расскажем в нашей статье.

Как приучить ребенка к порядку?Приучить ребенка к порядку — дело не простое, но нужное. Ведь порядок в комнате, игрушках, вещах со временем переносится в порядок в жизни. В первую очередь, родители должны сами быть примером аккуратности. Но есть и некоторые способы, которые могут помочь научить ребенка убирать вещи. О них вы узнаете из нашей статьи.

Гендерное воспитание в детском садуГенденое воспитание детей — формирование представления у них о принадлежности к полу — задача и родителей, и дошкольных учреждений. В детских садах реализуются целые программы по комплексному физическому и психологическому гендерному воспитанию. Как и для чего это делается — мы расскажем в нашей статье.

К трехлетнему возрасты малыши обычно уже начинают осознавать свою принадлежность к полу и знают признаки отличия мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Это время становится началом интересных вопросов, ответы на которые родители должны уметь дать. В статье мы расскажем о половом воспитании детей.

Источник: http://WomanAdvice.ru/nasilie-nad-detmi

Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации

Виды и формы насилия над детьми

Изучение любой проблемы, как правило, начинается с уточнения научного аппарата, с определения дефиниций, чтобы при употреблении терминов представители различных сфер знаний и отраслей деятельности вкладывали в используемые термины один и тот же смысл.

Поскольку проблемой насилия обязательно занимаются медики, представители правоохранительных органов, юристы, а сейчас еще социальные работники, педагоги, психологи и иные специалисты, обратимся к справочным источникам и уточним, что подразумевается под насилием и жестоким обращением с детьми.
В словаре С.И.

Ожегова, насилие истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие».

В нормативно-правовых документах насилием называется «воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)».

В сборнике»Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия» (Спб., 2003 г.)пишется, что определение «жестокое обращение с детьми» как «конкретное юридическое понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье.

Данное понятие жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав в решении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

Из этих разъяснений следует, что под жестоким обращением с детьми понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми«.
Если поначалу для юристов приведенного определения было достаточно, то представителей психолого-педагогических наук оно не удовлетворило.

Наблюдаемая в последние годы общая гуманизация человеческих взаимоотношений привела к тому, что люди сделались более чувствительными к нюансам насилия и начали негативно реагировать не только на физическую и сексуальную, но также на вербальную и эмоциональную агрессию.

В самом общем смысле в психолого-педагогической литературе под насилием понимается умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу (группе лиц) с целью достижения каких-либо целей (ущемление прав и свобод, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию).

Следовательно, насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.

  • Одновременно специалисты предприняли попытки уточнить и детализировать содержание понятия, ибо одни ученые используют термин насилие, а другие – жестокость, т.е. нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. Анализ встречающихся в настоящее время определений насилия позволяет утверждать, что до последних лет выделяли 3-4 основные формы насилия или жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, означаемое некоторыми авторами как моральное насилие. Так, Н.Ю. Синягина ограничивается тремя основными видами, выделяя:

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

2.Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

3.Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

  • недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
  • нанесение физических повреждений;
  • вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.

Относительно последнего вида насилия Н.Ю. Синягина сделала оговорку, что в психологических исследованиях последних лет выделяют жестокое отношение к детям, предполагающее не физическое воздействие, а ущемление ребенка в потребностях, намерениях, чувствах, установках, унижение или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям.

Далее она уточняет, что существует и психическое (эмоциональное) насилие как периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка и др.).

К эмоциональному насилию Н.Ю. Синягиной относит:

  1. открытое неприятие и постоянную критику ребенка, вербальные угрозы в его адрес; – оскорбления и унижение достоинства ребенка;
  2. преднамеренную физическую или социальную изоляцию ребенка;
  3. предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;
  4. ложь и невыполнение взрослыми обещаний; – однократное или многократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

В этот ряд Н.Ю. Синягина ставит еще один вид насилия – доведение до самоубийства, поскольку статистика отмечает неуклонный рост самоубийств среди школьников.

Наконец, отдельной новой формой жестокости ученый называет торговлю детьми. Отметим также, что Н.Ю.

Синягина (как и многие другие) ставит знак равенства между насилием и жестоким обращением с детьми, раскрывая это понятие следующим образом:

Жестокое обращение– это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Вместе с тем Н.Ю. Синягина утверждает, что четкого, однозначного определения жестокости отечественные психологи так и не дали, хотя юристы, медики, философы, социологи и педагоги часто используют этот термин.

В психологии же чаще применяются такие синонимы «жестокости», как «деспотизм» и «агрессия», которая» трактуется как поведение, приносящее вред другому существу; намерение нанести вред; демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку.

Причем Н.Ю. Синягина полагает, что определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней жестокости и не включает ее психологическую сущность в виде насилия над потребностями, чувствами, установками ребенка, его унижение или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Более обширное и полное толкование насилию дали сотрудники американской некоммерческой организации «Project Harmony». Они провели в 1998 году на территории Карелии исследование в рамках проекта «Предотвращение насилия в семье» и попытались отразить различные аспекты насилия следующим образом:

«Над ребенком совершено насилие, если:

  • его истязали, ему нанесли побои,
  • его здоровью причинили вред,
  • нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу,
  • на него кричали,
  • его запугивали, а) внушая страх с помощью действий, жестов, взглядов, б) используя для запугивания свой рост, возраст, в) угрожая насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и т.д.).

К жестокому обращению относится также использование при этом силы общественных институтов, в том числе: религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию и контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство,
  • используют обидные прозвища,
  • при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
  • ребенка стыдят,
  • используют ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги.
  • ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

Взрослые относятся к ребенку жестоко, если:

  • используют свои привилегии, в том числе угрозы: а) бросить его (в детском доме – исключить или перевести в другое учреждение), б) совершения самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам
  • обращаются с ним как со слугой, с подчиненным,
  • ребенка перебивают во время разговоров,
  • отказываются сообщать а) о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, б) о посещениях его родителями, опекунами.

Заметим, что приведенный перечень способов совершения насилия над ребенком не только достаточно полно прокомментирован, но и содержит такой новый вид, как экономическое насилие.

Завершая обзор толкований насилия, заметим, что иногда выделяют и такие виды насилия как

  1. изоляция ребенка в семье, т.е.деятельность членов семьи, препятствующая (ограждающая) взаимодействию их ребенка со сверстниками, другими людьми;
  2. ограничениеустановление определенных рамок, границ, условий самопроявления, деятельности, поведения.

А эмоциональное насилие иногда заменяют термином эмоциональный террор

  •  унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе;
  • угрозы бросить ребенка;
  • манипулятивные игры, высказывания.

Как видим, существуют, во-первых, заметные расхождения в раскрытии понятия насилия, идентификация его с жестокостью; во-вторых, смешение некоторых видов насилия, что особенно заметно по отношению к психическому, которое относят к моральному, эмоциональному и пр.

В-третьих, в отдельные формы проявления жестокости по отношению к детям стали выделять а) доведение до самоубийства (хотя, на наш взгляд, это является следствием насилия), б) торговлю детьми и в) экономическое насилие (что вполне закономерно).

В целом, на наш взгляд, продолжает оставаться острой проблема максимально возможной унификации научного аппарата, используемого специалистами психологами, педагогами, медиками, юристами, социологами и др., что позволит им создать единую систему работы по предупреждению и преодолению жестокого обращения с детьми.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/preventive-work-of-a-psychologist-in-the-school/128-prevention-of-domestic-violence/726-types-of-child-abuse-and-ways-to-overcome?start=1

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Эмоциональное насилие над детьми

Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.

Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой, чувством гордости и радостью. Но иногда родители реагируют противоположным образом: равнодушием и раздражением.

Поначалу это вызывает в ребенке смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его положительное поведение, быстро теряет мотивацию на достижения и сопровождающее успех чувство гордости. Он делает вывод, что проявлять радость по поводу достижений опасно и неправильно.

К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

  • — изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;
  • — угрюмость, отказ от обсуждения проблем;
  • — «травля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);
  • — оскорбление;
  • — терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;
  • — поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
  • — брань, издевки; ·запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);
  • — моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в случае, если вы заметите, что родитель постоянно:

  1. — предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;
  2. — чрезмерно сурово наказывает ребенка;
  3. — чрезвычайно критичен по отношению к ребенку, обвиняет его;
  4. — злится и ведет себя устрашающе.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда признаков у ребенка, например, если он:

  • — эмоционально невосприимчив, равнодушен;
  • — грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;
  • — сосет пальцы, монотонно раскачивается (аутоэротические действия);
  • — замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
  • — «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
  • — испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
  • — не выказывает интереса к играм.

Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

  1. — ночной и дневной энурез (недержание мочи);
  2. — психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;
  3. — замедленное физическое и общее развитие ребенка.

Психологическое насилие

Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию. Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей.

К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению.

Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г.

в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

  • Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.
  • Родители всегда должны быть защищены.
  • Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
  • Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше.

Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны:

  • психологические ловушки,
  • обман,
  • двуличность,
  • увертки,
  • отговорки,
  • манипуляции,
  • тактика устрашения,
  • отвержение любви,
  • изоляция,
  • недоверие,
  • унижение,
  • опозоривание – вплоть до истязания,
  • обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

  1. любовь – это обязанность;
  2. родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители;
  3. дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;
  4. высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;
  5. нежность (сильная любовь) вредна;
  6. удовлетворять детские желания неправильно.

Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни; — лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность; — то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь; — родители не переживут, если их обидят; — родители не могут говорить глупости или быть виноватыми; — родители всегда правы, они не могут ошибаться.

Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча.

Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении.

А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:

  • бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались;
  • потребность дать выход подавленным чувствам;
  • потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении;
  • самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;
  • страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше;
  • желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения достаточно невысок.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов.

Источник: https://econet.ru/articles/160820-emotsionalnoe-nasilie-nad-detmi

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

Домашнее насилие над детьми: дамоклов меч над судьбой человечества

В чем причина домашнего насилия в семье? Откуда берется проблема жестокого обращения, физического и психологического насилия над детьми и женщинами у вполне достойных, на первый взгляд, людей? Что делать и как защититься детям – жертвам семейного насилия?

0 4230 4 Февраля 2018 в 17:45

Ночь. Призывная трель дверного звонка. Мой сын на пороге. Опять тот мальчик за его спиной.

Я уже знала, что сейчас услышу. «Мама, можно Данил сегодня тоже у нас переночует?». Я было собралась решительно положить конец этим ночным визитам, но мальчишка вдруг поднял на меня глаза, полные боли и безмолвного крика. Домашнее насилие над детьми и весь пережитый ужас звучали в них громче любого набата.

«Ну, заходите», – только и смогла выдохнуть я. Потом был чай с плюшками и долгие беседы далеко за полночь, хотя обоим ребятам с утра нужно было рано вставать в школу.

Никто и никогда даже не звонил, не пытался искать этого ребенка, узнавать, где он проводит ночь и жив ли вообще. Видимо, это не представляло особого интереса ни для его отца, регулярно избивавшего жену с ребенком, ни для матери, уже не первый год заливавшей руины собственной жизни алкоголем.

Домашнее насилие над детьми в семье: что за монстры эти родители?

Читателю, незнакомому с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, наверняка показался бы странным рассказ парнишки о его семье. Отец мальчика, как оказалось, был настоящим книгочеем, много знал, обладал просто феноменальной памятью. Золотая медаль в школе, красный диплом ВУЗа… Правда, последние годы он изрядно прирос к дивану и нигде не работал.

Мать тоже отнюдь не родилась подзаборной пьяницей: эта шустрая и предприимчивая женщина успешно торговала в соседнем магазине, умудряясь обеспечивать всю семью.

Казалось бы, в чем причина домашнего насилия в этой семье? Откуда берется проблема жестокого обращения, физического и психологического насилия над детьми и женщинами у вполне достойных, на первый взгляд, людей? Что делать и как защититься детям – жертвам семейного насилия?

Причины домашнего насилия: «монстры» внутри нас

Человеку, обладающему знаниями по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, не составляет никакого труда распознать насильника, какой бы кажущейся внешней благопристойностью тот ни обладал. Склонностью к насилию над детьми и женщинами обладают не все, а лишь носители анального вектора и только в определенных состояниях.

Со стороны они могут выглядеть вполне достойными членами общества, образованными и начитанными. Они медлительны и тщательны в любом деле, обладают аналитическим складом ума, что делает их прекрасными специалистами.

От природы это самые верные и заботливые мужья и прекрасные отцы.

Однако детские психологические травмы и обиды на фоне недостаточной социальной реализации и накопленных сексуальных фрустраций могут стать причиной педофилии и домашнего насилия в семье.

Как формируется домашнее насилие в семье

Все зависит от психологического состояния, в котором находятся родители ребенка.

Например, обладатели кожного вектора в силу психотравм могут нести в себе мазохистские устремления. Естественной парой потенциального «мазохиста» становится обладатель анального вектора в таких состояниях, которые толкают его на жестокое обращение, проявления садизма, физического или психологического.

Источником агрессии не всегда бывает мужчина. Домашнее насилие к детям может проявлять и женщина с анальным вектором, испытывающая фрустрации, чаще всего сексуального порядка. При этом первичной причиной формирования садистических наклонностей становятся детские травмы и обиды, закладывающие уже в детстве механизм получения наслаждения через причинение боли другим людям.

У обладателей анального вектора накопленное напряжение, неудовлетворенность прорываются в виде физической или психологической агрессии к ребенку, которую невозможно контролировать.

Часто после вспышки агрессии женщина просто не может понять, что именно ее вывело из себя, почему она стала бить или кричать на ребенка. Эти реакции невозможно контролировать или подчинить усилию воли.

Без понимания причин агрессии ни искренняя любовь к ребенку, ни самоконтроль не помогают.

Зачастую это внутреннее напряжение не осознается, но оно есть и требует выхода. Поэтому мужчины и женщины находят себе оправдание в том, что физические наказания являются обязательным проверенным поколениями элементом воспитания ребенка. «Лучше сейчас наказать, зато потом человеком вырастет».

Самая распространенная рационализация: «Он сам напросился. Нельзя так себя вести. Его что, по головке погладить за такое?!» На самом деле адекватность поведения ребенка и его развитие также связана с внутренними состояниями родителей, в первую очередь – матери, а через нее и отца.

Плохие состояния матери (ее страхи, неуверенность в завтрашнем дне, раздражительность, депрессия и т. д.) – это неизбежная потеря чувства защищенности и безопасности у ребенка.

Даже если женщина внешне держит себя в руках.

А поскольку чувство защищенности и безопасности – это необходимая база для развития любого ребенка, то его потеря – это неизбежная задержка развития и «плохое» поведение ребенка.

В особо тяжелых состояниях мужчины и женщины с анальным вектором, избивая ребенка, входят в состояние некоего сладострастия и не могут остановиться. Порой это приводит к непоправимым последствиям и заканчивается гибелью детей от домашнего насилия.

Педофилия: откуда берется сексуальное домашнее насилие над детьми – подробнее читайте в статье.

Как распознать скрытую проблему

Насилие над детьми и женщинами, происходящее внутри семьи, редко выносится наружу. Дети, ставшие жертвами семейного насилия, чаще всего молчат. Потому что считают это нормой, потому что им стыдно, потому что боятся. Иногда они молчат с «подачи» взрослых. Об этом не принято говорить: причем не только выносить сор из избы, но даже в кругу семьи обсуждать произошедшее.

Однако последствия крика, физического, вербального, сексуального насилия, а также замалчивания просто катастрофические. Во-первых, от того, что ситуацию не обсуждают, травма «не рассасывается сама собой» по принципу «время лечит».

Все травматические для психического здоровья ребенка моменты фиксируются и вытесняются в бессознательное.

Это и страх в зрительном векторе, и стыд, чувство обиды или, наоборот, вины в анальном векторе, и формирование мазохизма или сценария на неудачу в кожном, виктимности в кожно-зрительной связке векторов, а также расстройства аутистического спектра в звуковом.

В любом случае вербальный или физический садизм – это потеря чувства защищенности и безопасности ребенка любого векторального набора, а следовательно, остановка его психосексуального развития, остановка развития его врожденных талантов.

И вот уже вместо будущего инженера общество получает вора или лузера и неудачника, вместо врача или психолога – вечно трясущуюся от страха и панических атак истеричку, вместо учителя – садиста, вместо гениального звукового ученого – аутиста или социального неадаптанта.

Помимо всего прочего, очень часто у детей формируются навязанные обществом ложные установки о том, что вина лежит на жертве семейного насилия.

В результате – неверные представления о справедливости, стыде, неверная модель взаимоотношений с миром и с людьми. Что также негативно сказывается на сценарии жизни уже взрослого человека.

Одна ошибка порождает другую, та – третью. И так до бесконечности.

Статистика говорит, что в России около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет становятся жертвами домашнего насилия, около 10% избитых детей погибают. По данным правозащитных организаций около 60% детей сталкиваются с физическим насилием в семье. Уголовная статистика отражает не более 5-10% реальных случаев избиений и насилия.

За последние 10 лет количество детей-жертв педофилов увеличилось в 30 раз. Около 40% тяжких преступлений в России совершается именно в семьях. Ежедневно побои от своих мужчин или сожителей получают 36 000 женщин нашей страны. Ежегодно 14 000 погибают по той же причине.

Понятно, что нормальное воспитание ребенка в таких семейных условиях попросту невозможно. И уже сегодня около 70% школьников, согласно докладу главного психиатра Минздрава России Зураба Кекелидзе, имеют те или иные нарушения в развитии или психологические проблемы.

Истоки глобальной проблемы

Мы не случайно на сегодняшний день имеем такую проблему на уровне целого общества. Причины этого социального явления складывались не за один день.

Массовые фрустрации у обладателей анального вектора возникли в период распада СССР, и системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет отследить все причины и последствия этого явления, а также помочь им восстановить нормальное состояние.

Дело в том, что природными ценностями обладателей анального вектора являются уважение и почет в семье и на работе. В период существования Советского Союза люди с такими свойствами могли быть успешно реализованы в педагогической работе. А также в тех сферах, где требовалась тщательность и внимание к деталям (например, в производственной сфере).

Они ощущали себя реализованными и счастливыми, их фото украшали доски почета любого предприятия. Они могли в достаточной мере обеспечить свои семьи, быть уважаемыми и в кругу близких, и на работе.

С распадом Советского Союза в нашу жизнь вошли ценности кожной фазы развития человечества: материальный достаток, успех, карьерный рост.

Стали цениться такие кожные качества, как предприимчивость и умение подстраиваться под быстро меняющиеся обстоятельства.

Будучи природными консерваторами, обладатели анального вектора адаптировали такие изменения с большим трудом, испытывая тяжелейшие фрустрации.

Росло напряжение в семьях. Мужчины с анальным вектором, массово оставшись без работы, утрачивали уважение к самим себе и в кругу родных, потому что не могли обеспечить семью. Социальная нереализация неизбежно приводила к формированию и сексуальных фрустраций.

«Цунами» насилия: порочный круг

И покатилась волна внутрисемейного насилия, как результат массовых фрустраций. В таких условиях успело вырасти целое поколение детей, с тех пор несущих в себе колоссальные психотравмы с детства. Сегодня они уже давно выросли и сами становятся родителями, будучи неспособными построить психологически здоровые отношения в своей семье.

Однако помимо объективных предпосылок к формированию коллективных и личных фрустраций, есть еще и индивидуальная ответственность каждого родителя и просто взрослого человека по отношению к детям, к собственным психологическим состояниям. Идя на поводу у собственных нехваток, обид, несостоятельности, настроения, ложных установок, мы наносим непоправимый ущерб уже собственным детям, ломая их жизнь и будущее.

Что делать, куда обращаться и существует ли решение этой проблемы на уровне целого общества?

Защита детей от домашнего насилия

Единственным способом эффективной защиты от домашнего насилия над детьми и женщинами является ликвидация нашей собственной психологической безграмотности.

Когда мы понимаем свои собственные внутренние состояния и их влияние на наших детей.

Когда мы отдаем себе отчет в том, какие последствия будут иметь шлепок, подзатыльник, унизительное слово, крик, психологическое давление, неспособность услышать и понять своего ребенка изнутри, различить его врожденные особенности.

Когда мы перестаем быть равнодушными и берем на себя настоящую ответственность за себя, за наших детей, за их будущее – это все меняет. Меняет наши собственные состояния, меняет поведение наших детей, меняет мир вокруг.

Кроме того, человеку, прошедшему тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, не составляет труда определить, что перед ним потенциальный насильник, а следовательно, он просто не допустит, чтобы ребенок стал его жертвой.

Тренинг приносит невероятные результаты и для тех людей, в чьей семье уже сложились патологические сценарии отношений. Обладатели кожного вектора навсегда избавляются от мазохистских наклонностей, а носители анального вектора – от садистских устремлений, желания вербально или физически унизить другого..

В результате тренинга по системно-векторной психологии удается полностью избавиться от психологического ущерба тем людям, кто пережил насилие, изнасилование в детстве или сексуальное насилие во взрослом возрасте. Благодаря этому исцелению собственной психики, мы наконец-то можем сами благополучно и адекватно растить своих детей:

Защититься от домашнего насилия в семье реально для каждого. Первые шаги к этому вы можете сделать уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/domashnee-nasilie-nad-detmi

Если у вас остались вопросы позвоните нам или задайте их нашему юристу в поле ниже и получите бесплатную консультацию.

1.1. Общие представления о физическом насилии над детьми

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем.

Физическое насилие может осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

Физическое насилие может проявляться в виде совершения действий, которые причиняют вред здоровью или представляют угрозу жизни ребенка:

  • родители или лица, их заменяющие, выгоняют ребенка в мороз на улицу без теплой одежды;
  • раздевают маленького ребенка и растворяют настежь двери и окна в доме; запирают на длительное время (в кладовке, туалете), лишая еды и питья, и т. д.

Кроме того, к физическому насилию можно отнести такие действия, как грубое нарушение необходимого режима: например, ребенка часто будят ночью, заставляя выполнять какие-либо приказы, и др.

Физическое насилие – одна из самых распространенных форм насилия над детьми. В нашей стране физические наказания до сих пор являются обычной практикой.

До сих пор многим кажутся допустимыми и оправданными наказание ребенка за провинности ремнем, пощечины, подзатыльники, тычки, избиение различными, случайно оказавшимися под рукой предметами: сковородками, шнурами и т. п.

Само слово «насилие» вызывает ассоциацию с насильником – монстром, получающим удовольствие от страданий своей жертвы, а семья, в которой такое происходит, представляется крайне деструктивной и часто алкоголизированной.

Действительно, детей регулярно избивают в подавляющем большинстве в алкоголизирующихся, экономически, психологически и социально неблагополучных семьях.

Однако факты физического насилия над ребенком не редки в обычных, «благополучных» семьях. Если в случае пьющих родителей знакомые, соседи или родственники еще могут привести ребенка в соответствующее учреждение, чтобы помочь ему, то рядом с ребенком из непьющей семьи зачастую нет никого, кто бы мог вмешаться.

Специальные исследования отношения взрослых к применению различных видов насилия над детьми, проведенные отечественными и зарубежными учеными и практиками, позволили установить, что 60 % опрошенных родителей были убеждены в оправданности использованных мер физического воздействия и считают, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством контролирования детского поведения.

Многие родители прибегают к нему хотя бы однажды в жизни в тех ситуациях, когда, по их убеждению, ребенок нарушил правила, установленные взрослыми. Дети, которых наказывают за проступок, считают себя виноватыми или боятся, что их обвинят.

«Вмешаться» в жизнь такой семьи и помочь ребенку подчас становится невозможным. Нередко окружающие считают, что «родители вправе воспитывать ребенка так, как считают нужным», а сами родители, применяющие физическое наказание, – что помогают ребенку «набраться ума-разума» [3].

Среди основных причин, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, указываются следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и т. п.

Достаточно часто родители непреднамеренно используют физическое насилие: из желания сделать как лучше, в состоянии сильного гнева, раздражения, стресса. Как говорилось ранее, стресс, фрустрация становятся предпосылкой к агрессии взрослого по отношению к ребенку и являются одной из причин применения физических наказаний.

Исследования показывают, что фрустрация часто провоцирует агрессию, но все же создание ребенком «помех» родителю не всегда приводит к тому, что последний жестоко наказывает ребенка, чаще кроме высокого уровня стресса этому способствуют определенные личностные особенности взрослого: сниженный уровень самоконтроля, раздражительность, иногда неадекватная самооценка, стремление к доминированию и др.

В случаях, когда нарушение поведения ребенка обусловлено другими причинами (особенностями развития, например, гиперактивность), физическое насилие только усугубляет проблему.

В результате образовывается замкнутый круг: нарушение поведения ребенка – физическое насилие по отношению к нему – усиление поведенческих нарушений.

Данные проведенных исследований позволяют сделать выводы о том, что физическое насилие над детьми достаточно распространено, так как дети находятся в зависимом положении. И, как правило, чем жестче наказываются дети, тем менее они склонны говорить об этом [3].

Физические последствия таких избиений, как правило, не столь страшны, а психологические не осознаются.

Между тем каждый случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный, нелюбимый, а частые сопутствующие наказанию утверждения, что это делается «для твоей же пользы», эмоционально не воспринимаются.

Дети, с которыми так обращаются, лишены неоценимого чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития ребенка.

Как показывают исследования, до 90 % людей воспринимают физическое насилие как меру воспитания. Наказывают, как правило, родственники мужского пола. До 10 % детей получают тяжелые травмы (из них – 10 % в возрасте до двух лет).

Самый высокий процент детей, пострадавших от физического насилия в семье, приходится на подростковый возраст (12–17 лет). Наиболее низкий – отмечается у дошкольников (до пяти лет).

Физическое насилие негативно отражается на формировании личности на последующих этапах ее развития. Впоследствии могут проявиться такие особенности характера и поведения, как повышенная агрессивность, тревожность, неумение сопереживать, заниженная самооценка, низкий социальный статус, пристрастие к алкоголю, наркомании.

Ребенок, подвергшийся физическому насилию, получает информацию от значимых для него людей (и прежде всего, на невербальном уровне) о том, что:

♦ люди, которые меня больше всего любят, – это те, которые меня бьют;

♦ у меня есть право бить других членов семьи;

♦ я могу применять физическое насилие, когда другие методы воздействия не действуют.

В результате такого обращения дети могут испытывать достаточно противоречивые чувства: страх, боль, стыд, обиду, ненависть, унижение, чувство вины и др. Последствия физического насилия зависят от возраста ребенка.

В детском возрасте последствия жестокого обращения в основном выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита. У многих детей, которых физически наказывали, выявляется энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т. п.

У ребенка, подвергшегося физическому насилию в возрасте от трех до шести лет, может наблюдаться следующая симптоматика: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.

В младшем школьном возрасте у детей наблюдается стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущение одиночества, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы и даже странные пищевые пристрастия (штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.).

В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими.

Подростки склонны давать отчетливые протестные реакции на наказания родителей, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение.

Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.

Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же, как и большинство жертв жизненных травматических событий, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги.

Оказалось, что, когда дети-жертвы достигают взрослости, имеется существенный риск, что у них обнаружится психопатология.

Следующие черты характеризуют взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве, и его семью:

  1. хаотичная или дезорганизованная семья;
  2. жестокость, насилие, неумение проявлять заботу в семье;
  3. потеря интереса к ребенку в семье или его неприятие;
  4. низкое качество общения членов семьи между собой;
  5. саморазрушающее поведение.

Источник: http://velib.com/read_book/kollektiv_avtorov/zashhita_detejj_ot_zhestokogo_obrashhenija/chast_2_vidy_nasilija_i_zhestokogo_obrashhenija_s_detmi/glava_1_specifika_fizicheskogo_nasilija_i_ego_posledstvija/11_obshhie_predstavlenija_o_fizicheskom_nasilii_nad_detmi/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.